
Организовать себе самостоятельное путешествие на поезде, в общем, несложно. Для этого нужно совсем немного: продумать маршрут, забронировать места в отелях по пути следования поезда и билеты, получить визу . После этого можно отправляться в путь.
Получение визы (оформление виз при покупке тура по Европе!!!)
Стоит иметь в виду, что если в паспорте стоит виза одного из государств Шенгенского договора, то остальные можно посетить беспрепятственно, но необходимо соблюдать два условия. Первое: по окончании путешествия пунктом отправки на родину должна быть та страна, которая выдала шенгенскую визу, иначе в следующий раз визу могут не дать. Второе: стоит помнить, что не все страны Европы входят в Шенгенское соглашение. К примеру, Гибралтар в Испании принадлежит Великобритании, и туда без британской визы не пустят. Зато испанскую территорию североафриканского Марокко можно посетить беспрепятственно.
Подготовка к путешествию
Как отметил киевлянин Сергей Грищенко, который все прошлое лето провел в самостоятельном путешествии по Европе, «если вы не готовы к экстремальному туризму — автостопу и поискам места для ночлега — то просчитайте и продумайте свое путешествие как можно точнее и как можно более заблаговременно».
Собираясь в вояж, стоит внимательно изучить транспортную систему той или иной страны. Протяженность сети Европейских железных дорог более 240 000 км. Поездов очень много, причем разных: от сельских электричек до высокоскоростных составов. К тому же, по дороге можно совершать неограниченное количество остановок и пересадок по пути следования состава: купив билет из Берлина в Хайдельберг, по дороге можно сойти с поезда в Лейпциге, осмотреть город, а потом сесть на следующий поезд до Хайдельберга. В большинстве государств железнодорожный транспорт можно условно поделить на экспрессы и обычные поезда. Билеты на первые стоят значительно дороже, но путешествовать так значительно быстрее. Хотя это правило не всегда работает в южных государствах. К примеру, в Сербии разница лишь в названии и стоимости билетов, а вот в Норвегии экспрессы движутся чуть ли не со скоростью самолетов. Между крупными городами Европы курсируют до тридцати пар поездов ежедневно. Для дальних переездов предлагаются не только дневные, но и ночные поезда. Они, как правило, удобнее и дешевле.
Как сэкономить
Готовясь к путешествию по Европе, стоит помнить волшебное слово «скидка». Практически все европейские перевозчики, как наземные, так и воздушные, пытаясь заманить как можно больше клиентов, предлагают большой выбор скидок и акций. И многими из них действительно стоит воспользоваться.В каждой стране существует гибкая система скидок на автобусные и железнодорожные билеты. Практически любой турист может получить льготу по возрасту или профессии. Идеальный турист должен быть моложе двадцати шести лет и учиться. В этом случае скидки самые большие. Для молодежи по всей Европе скидка на переезды любым видом транспорта составляет 50%. Исключение — Великобритания, где студентам и юным путешественникам скидывают не больше 33%.
Студенты получают скидки и на проживание в сетях студенческих отелей, посещение музеев, многих магазинов и кафе. Получить статус студента в Европе можно до тридцати лет, для этого необходимо оформить ISIC — международную карточку студента. В Украине это можно сделать практически в любом крупном туристическом агентстве за 30—50 грн. (в зависимости от аппетитов агентства) и, по слухам, для этого не обязательно реально учиться в вузе.
Система продажи билетов для студентов учитывает психологические особенности возраста: скажем, если у молодого человека изменились планы или он просто проспал отправление, можно поменять дату вылета, пункт назначения и практически без доплаты восстановить просроченный билет. Кроме системы ISIC, в Европе действует и EURO-26, для получения которой не обязательно быть студентом. Главное — быть младше двадцати шести лет. Принципиальное различие между двумя системами в том, что по второй тарифы на 3 — 5% больше.
В летний период, а также во время праздников большинство европейских перевозчиков анонсирует массу акций, предназначенных не только для студентов. Самая распространенная из них — льготы на путешествие вдвоем или компанией. О таких вещах перевозчики объявляют за несколько месяцев, поэтому при планировании путешествия нужно внимательно искать подобные предложения на официальных сайтах компаний (см. интернет-версию данной статьи на сайте).
Кроме вышеперечисленного, практически в каждой европейской стране есть скидки выходного дня. К примеру, в соседней Польше при покупке билета на выходные турист заплатит около EUR 35, но сможет передвигаться любыми поездами по всей территории страны.В Германии, купив билет «Прекрасного выходного», можно путешествовать в субботу или воскресенье по стране в любом направлении — в одиночестве или в компании (до пяти человек). Условие одно — пользоваться разрешается только теми поездами, которые у нас называются пассажирскими, а в переводе с немецкого звучат как «медленные».
В Бельгии, путешествуя вдвоем в выходной и покупая билет в оба конца, оплачивать можно только один билет. Известно, что билет в оба конца всегда почти на 50% дешевле, чем два билета по отдельности. Сеть железных дорог Франции и Испании предлагает объединенную летнюю скидку на проезд. Покупая своеобразный проездной за EUR 100, любой желающий может перемещаться по территории обеих стран на протяжении целого месяца, но опять же, только на «медленных» поездах. Кроме того, по всей Европе действуют специальные проездные билеты (pass), которые дают право на неограниченное количество поездок по территории их действия. В Германии, к примеру, проездной на две недели в летнее время стоит около EUR 100, но позволяет ежедневно пользоваться поездами любой дальности. Если же доплатить еще EUR 50, то его действие распространяется и на приграничные районы Франции. За суму в EUR 70 можно три недели кататься по Испании и Франции. Но опять же, только на пассажирских поездах. На известный экспресс Барселона — Мадрид действие проездного не распространяется.
В Швейцарии существует несколько видов проездных. Либо четко на определенное время, либо на избранные даты. Месячный проездной для взрослых стоит около EUR 270, но при покупке двух проездных он обойдется на EUR 30 дешевле.Любезные перевозчики часто предлагают железнодорожные билеты с возможностью посетить музеи в городе по пути следования и уехать на следующем поезде. Часто на сайте компании-перевозчика можно также забронировать номер в отеле, как раз на время пребывания в городе, а также входные билеты в музеи этого города. А затем оплатить все одновременно карточкой на сайте компании. Подобные предложения можно найти при бронировании железнодорожных туров по Швейцарии, Австрии, северной Италии, а также на сайтах скандинавских перевозчиков.
Где переночевать
Готовиться к путешествию надо заблаговременно. Особенно это правило действует при бронировании мест в отелях. Если поздно спохватиться, мест в хороших отелях может не оказаться. Особенно, если на это время в городе намечен какой-либо фестиваль. Приехав наобум, место, если очень постараться, найти можно. Но это будет что-то либо очень дорого, либо в соседнем городе, добираться до которого придется довольно долго. Как бронировать гостиницу? Все просто: отель можно найти на одном из специальных сайтов (к примеру, воспользоваться системой The Leading Hotels of the World) или через поисковик. Через Интернет бронируется комната, по электронной почте или по факсу приходит подтверждение брони, необходимое, кстати, для получения визы.
Купить готовенькое
Украинские туроператоры пока нечасто предлагают железнодорожные путешествия по Европе. То есть, воспользовавшись их услугами, приехать в Европу на поезде можно, а вот передвигаться по ней — затруднительно. «Это все сложно спланировать, особенно когда едет группа туристов. Одному нужно отлучиться в магазин, другому в туалет, и в результате вся группа опаздывает, поэтому мы пока таким не занимаемся», — сообщили корреспонденту «Денег» в одной из ведущих украинских туркомпаний. Хотя индивидуальный тур за хорошие деньги все-таки заказать можно. Из наиболее интересных предложений украинских турфирм можно назвать железнодорожные путешествия по Швейцарии. В одной из самых горных стран Европы существует большое количество туров специальными поездами ( состоят из пары вагончиков) от одного живописного городка к другому. На некоторых поездах требуется предварительное бронирование мест за дополнительную плату. Забронировать места можно и с помощью официального сайта швейцарской железной дороги.
В украинских туристических компаниях частенько полагают, что клиент не сможет самостоятельно организовать свою поездку и забронировать места, так как не знает специфики стыковок поездов и прочих нюансов. Поэтому советуют обращаться к посредникам и переплачивать от EUR 350 за самый простой семичасовой «Ледниковый экспресс» (ходит по маршруту Церматт — Бриг — Андерматт — Кур — Давос / Санкт-Мориц) до EUR 1000 за недельные туры по всей стране.
Для примера, месячный проездной на железнодорожный транспорт, который позволит проехать с севера на юг через Альпы (Кур — Санкт-Мориц — перевал Бернина — Поскиаво — Тирано — Лугано, железнодорожный маршрут «Экспресс Бернина») в удобное для туриста время в первом классе стоит EUR 270, а во втором — EUR 190. Покупка проездного предоставляет скидку в размере 20% на проживание в отелях в городов, по которым лежит маршрут тура. Средняя стоимость ночи в отеле — EUR 40. По подсчетам «Денег», самый дорогой семидневный тур по этому маршруту при самостоятельном бронировании единичных номеров в отелях класса «люкс» обойдется в EUR 1500, самый дешевый — в EUR 500. А при покупке следующего тура турист получит скидку в 50% общей стоимости. Украинские туроператоры предлагают проехать половину тура «Экспресс Бернина» за неделю, заплатив EUR 1500. Плюс доплата за визу в размере EUR 60 и оплата страховки. Правда, при заказе тура через отечественные агентства не нужно самостоятельно продумывать маршрут, заниматься онлайн бронированием и получением визы.